При наборе детей во 2 младшую группу мы столкнулись со сложностью адаптации детей, так как часть воспитанников посещают детский сад третий год, некоторые посещают детский сад один год, также есть дети, впервые пришедшие в детский сад.
Возникла проблема, как помочь детям привыкнуть к новым условиям: новая группа, обстановка, другие педагоги и дети, иные требования. У чувствительных детей наблюдались негативные эмоциональные реакции, трудности в коммуникации, повышенный фон тревожности. Родители обращались к педагогам с проблемой перевозбуждения нервной системы ребенка в вечернее время.
Для разрешения этой проблемы нами было принято решение обогатить уголок психологической разгрузки с учетом актуальных интересов детей, а также регулярно проводить диагностику эмоционального состояния.
Для диагностики самоощущения ребенка нами была введена собственная разработка «Домик настроения», в котором детям предлагается в течении дня отмечать свое эмоциональное состояние на данный момент путем выбора цветового маркера. «Домик настроения» предназначен для субъективной оценки состояния, а для объективной мы используем методику Велиевой С. В. «Паровозик». Данная методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребенка и применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. Динамику эмоционального состояния мы отражали в дневнике «Наши Домики». Параллельно с диагностикой мы проводим упражнения, игры, беседы, активно применяем материалы уголка психологической разгрузки. В данном уголке ребенок может использовать разрезные картинки «Мои эмоций», «клоун», дидактические игры по развитию эмоциональности, игры-мирилки, носочки дружбы, рукавички-обнималки, варежку-мирилку, кубик эмоций, музыкальные шкатулки калейдоскопы. Там же находится и уголок уединения, где ребенок может выразить свою эмоцию, помочь себе обрести покой или поднять настроение. Уединившись, ребенок может полистать «Семейный альбом», «Альбом дружбы», Книгу доброты, покричать в стаканчик ярости, потоптать коврик злости, перебирать цветные камешки, помять игрушки-антистресс, пластилин, мять и рвать салфетки или просто полежать на мягком диванчике с подушкой-обнимашкой. Для создания уюта и уединения родители группы помогли изготовить многофункциональную ширму с окошками, на которой мы расположили игры на липучках «Обезьянка», «Конструктор эмоций», цветные ленточки. В приемной нашей группы оформлена «Полянка добрых дел», «Тарелочки настроения», уголок именинника.
Мы провели семинар-практикум для родителей «Эмоциональное здоровье детей 2 младшей группы», в рамках которого было предложено изготовить мялки-антистресс для детей, а также родители обменялись опытом по развитию интересов у своих детей. Родительский уголок пополняем информацией на следующие темы: «Поддержка психологического здоровья детей», «Детская застенчивость», «Упрямец», «Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?», «Игра как средство развития индивидуальности ребенка», картотека упражнений на релаксацию.
В результате системы проведенных нами мероприятий дети стали чувствовать себя уверенней, эмоциональный фон спокойный, повысилась активность детей на занятиях, улучшились коммуникативные навыки, дети легко находят общий язык со сверстниками и педагогами, уменьшились агрессивные выпады в сторону других детей. Ребята активно используют наполнение уголка эмоциональной разгрузки. Родители отмечают снижение гипервозбудимости детей в вечернее время, дети стали чаще рассказывать близким об интересных событиях из жизни группы за день. Мы так же получили поддержку от родителей, которые активно включились в жизнь группы. Постоянный контакт с семьей позволил пробудить расположенность и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.