Развитие самостоятельности и инициативы у ребенка в кругу семьи

“Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам”.

Ральф У. Эмерсон

Слова этого американского писателя и философа как нельзя лучше отражают одно из главных направлений дошкольного образования — поддержка детской инициативы и развитие самостоятельности. Часто в детском саду возникают спонтанные ситуации, когда дети с удовольствием включаются в общую деятельность. Например, на днях к нам в группу залетела через форточку синичка. сколько было восторга у детей! Каждый хотел ее потрогать, сразу выявился целый ряд вопросов — где она живет, есть ли гнездо, это девочка или мальчик и др.  Целый день был посвящен только этому и всю неделю дети интересовались синичкой, что и стало причиной мини-проекта «Птичка-синичка». Мы говорили о том, что знаем, что хотим узнать, где и как мы это можем узнать и кто нам расскажет. Дети сами предлагали свое участие в этом вопросе  — приготовить для всех интересную информацию, выучить стихотворение, нарисовать синичку, придумать про нее сказку и показать. На фотографиях видно, насколько дети были вовлечены в эту деятельность и самостоятельно организовывали ее. Современный ребенок активен, любознателен, поэтому вам, уважаемые родители, нужно поддерживать даже кажущееся неуместным детское желание. Если лично вам занятие ребенка кажется бесполезным, попробуйте поддержать его — найдите информацию в интернете, купите книгу по этой теме. Ведь только то, что делается с интересом, желанием, будет продуктивно. Помните о том, чтобы подавить инициативу достаточно удивленного взгляда или неосторожного слова, а вот  вызвать желание заниматься какой-либо деятельностью уже сложнее. Не ждите результатов сразу, помните — у ребенка тоже есть право на ошибку, не доделывайте за него работу, не критикуйте. Понаблюдайте за ребенком, обязательно выделяйте моменты его авторства, помогите начатое дело привести к конечному результату (картину повесить в рамку, песню записать на видео, фото поделки отправить на конкурс и т.д.) Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам —  то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем  — творить.

Вам также может понравиться...