Вокально-хоровой кружок «Соловушка»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формирование речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы и укрепление здоровья ребенка в целом. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические чувства. Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами голоса художественно – образное содержание музыкального произведения. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

 — игровой характер занятий и упражнений;

 — доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и праздниках, но и дома, на улице, в гостях;

 — атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);

 — звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СD-диски, видеоматериал;

 — сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

В процессе разучивания песенного репертуара у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать, закладывается основа для правильной постановки голоса. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два основных направления: собственно, вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства. Большое внимание важно уделять распеванию, чтобы подготовить голосовые связки к пению, т. е. разучиванию упражнений дли развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Ведь детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.   С помощью артикуляционной гимнастики проходит постоянная работа над дикцией, т.к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих правильного пения, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Дети учатся эмоционально передавать игровые образы, развивая творческие способности, артистизм. Работа кружка строится так, что не только педагог, но и сами дети следят за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у ребят  лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма и они  поют естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. С помощью пения дети знакомятся с наследием русской классики, творчеством советских и современных композиторов. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями, русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу, жизнь малыша с самого раннего детства начиналась с потешек, закличек, загадок, пословиц, колыбельных, которые ему пели бабушка и мама. Простота построения мелодии русских народных песен, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – позволяют их петь как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, поэтому мелодии и ритм многих из них так удобны для детского исполнения и обучения детей напевности. Дети, посещающие кружок – участники многих городских мероприятий, последними из которых только в марте были концерт к 8 марта «Весеннее настроение», акция «Весна. Крым. Россия», творческий конкурс «Байкальская звезда». Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, методов и приемов, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, индивидуальная работа с детьми – все это позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках вокально-хорового кружка «Соловушка». 

Вам также может понравиться...